Красный мост

Автор: Sure

Сейчас, когда обнародование нового лазибильного района на кончике пера, тяжело пока определить с чего все начиналось. Хронологию передать не трудно, а вот процесс созревания идей в нас, сложнее и интереснее. Все проекты по разработкам, поискам и реализациям ресурсов – прежде всего отражение внутреннего мира видения альпиниста, скалолаза. Ведь красота, сложность, насыщенность ресурса – это все видит и оценивает сам человек.

06
Р0.View from cosmos

Когда впервые, несколько лет назад, я попал в природно-ландшафтный заказник «Північно-червона Балка» то суммарное впечатление оказалось неизгладимым. Место красивое в любое время года. Крутые склоны балки, остатки первозданной южной степи с ковылем, разнотравьем, ягодами, искусственный лесок из сосны, дуба и акации и, конечно же, основная изюминка – Красный Мост.

08

10

P1.Steppe and Red Bridge

P2.Red Bridge_Common view

12

P3.Red and green on a blue

Красный мост, а точнее его развалины, очень интересен, даже если смотреть на него не только как на скалолазный ресурс. Построен был еще при «царе Горохе» паном Калачевским. В основном для транспортировки железной руды по железной дороге. Успешно пережил революцию и войны. После 2-ой Мировой, власть решила, что мосту больше доверять нельзя и, учитывая все перенесенное им, утвердило его уничтожение. Неизвестно почему, но уничтожение ограничилось демонтажем железной дороги, фермовой конструкции и подрывом двух опор-быков. Четыре примостка с арками и две опоры остались. Именно эти опоры и привлекли меня в свое время в плане скалолазания.

14 16
P4. To the clouds P5. Welcome for heroes!

Сразу хочу внести оговорку, те из нашей компании, кто занимался разработкой Красного Моста – совсем не скалолазы-спортсмены (за исключением одного человека) и не подходили к этому с позиции предвзятого мнения скалолаза, но все мы относительно систематически лазим, так как альпинизм без скалолазания немыслим. Соответственно, надеюсь, что под остракизм мы не попадем. Стало быть, ближе к опорам.
Стоят они на дне балки, по обе стороны от ручья, высотою около 30 метров (времени на точный замер у нас не было), сложены из гранитных блоков. Смежные грани блоков обработаны и подогнаны, а внешние – имеют дикую необработанную поверхность со времен добычи. Несколько слоев гранита, чередуются вязкой.
Сложность пересеченности рельефа поверхности примерно от 6а-6б и выше. Каждая опора имеет четыре грани, только на одной из них мы нашли путь до самого верха, доступный нам. В наших разведках, с одной стороны мы были ограничены уровнем лазания, а с другой лимитом времени (1 и 1.5 дня). Кроме того, естественно, встал вопрос объективно-безопасной страховки. Это было гвоздем программы и в весеннем и осеннем выезде.

18
P7.Difficult piton

В первом случае мы полагались только на страховку на крючьях (лепестки и швеллера) и «френдах». Также, при обработке, местами пользовались скайхуками с лесенками. Вторая цель, после выявления маршрута, была достижением вершины опоры. А вот когда на верху есть надежная станция и надежные точки по ходу, тогда можно подумать и о спортивной стороне. Во втором случае мы изголились и организовали вторую линию страховки – перила под шант. Это безопаснее в виду недостатка точек и человечнее, по отношению к страхующему. Всякими правдами и неправдами мы достигли верха. Ощущение, что мы первые после взрыва, не пострадало оттого, что это не гора или скала. А вид сверху!!!

20
P8.View from the top

Предвосхищаю снисходительные улыбки некоторых скалолазов. Неужели нам мало стендов и скал!? Да не то, чтоб мало! Мы не совсем скалолазы, и потому нам проще себя не ограничивать. Главное, почему мы это делаем – желание найти красивое и интересное в нестандартном и показать тем, кто падает духом оттого, что ему не хватает средств и времени на такую роскошь, как скалы и стенд (кто оспорит, что это не для состоятельных народов?), что есть альтернатива. Разработка этого ресурса только началась. Впереди необследованные грани и варианты маршрутов. В планах пробивка маршрутов шлямбурами. Сомнительно, что маршрутом заинтересуется районы, богатые на стенды и естественный рельеф: Киев, Житомир, Винница, Каменец-Подольский, Харьков, Одесса, Крым, Карпаты. А вот днепропетровская, север херсонской области, восток николаевской, запад запорожской… Хотя на северо-западе николаевской области, недалеко от Южноукраинской АЭС есть урочище Мегия, родина славного козака Мамая. Очень душевные места, красивые гранитные выходы, бурные пороги. Там ежегодно собираются альпинисты, туристы, скалолазы, водники юга Украины. Но по слухам, эти места планируют затопить.

22
P9.Man in the sky

Своей целью мы избрали искусственные гранитные опоры, не смотря на то, что в километрах 40 от Красного Моста так же есть небольшие природные скалы, до 24 метров.
«Скалы МОПРа». Они состоят из двух массивов: Большая и Малая Орлинка. Малая, метров 10 высотой, очень несложная и интересна лишь наличием поблизости древней пещеры и гротов, в которых 3 тыс. лет назад – скифы, а 1 тыс.- славяне-уличи, добывали железную руду, а в 16-18 в.в. – козаки держали укрепленную скарбницу. А та, что выше – небольшая по ширине, на пару-тройку маршрутов. Только порода очень своеобразна – гладкие скользкие поверхности и сколы правильной формы.

24
P10.Velyka Orlynka

Про скалы юга Украины нужно рассказывать в отельной статье. Посему вернусь к Красному Мосту более подробно.

26
P11. Mavka Stepova

В первом – весеннем выезде мне помогали Ксю и Макс – мой брат. Мне не удалось пролезть и трети высоты. Начав по ребру быка, я быстро зашел в тупик: не было мест для организации адекватной страховки и лазание дальше было явно выше моего уровня, хотя гранит был очень приятный. Пришлось отступить на время, закончив день боулдеринговыми фантазиями.
Осенью мы решили снова попробовать взять бастион. На этот раз я приехал с напарниками: Сашей (замечательным творческим человеком, отцом троих детей(!)) и Васей (тоже замечательным человеком, к тому же, профессионально спасающим человеческие жизни). Имеющихся полтора дня нам хватило на то, чтоб окончательно отказаться от ребра, основательно забодавшись на нем, и приблизительно разведать трассу на одной из граней, пройдя треть высоты. Под конец мы решили разработать и опробовать вторую линию страховки. Нам удалось провесить перила из статика. Хорошо, что имелся стометровый конец и сто метров «репа». В довершение всего Вася отважился прожумарить до верха и посмотреть на условия «залегания» перил. И не зря – оказалось, что после взрыва на площадке осталось много обломков, которые можно было случайно спустить на себя веревкой и что оная лежит на довольно острых кромках и многократно грузить такие перила опасно. Вася расчистил площадку от обломков и закруглил кромки скальным молотком. Василий был первым человеком, кто ступил на опору моста после его взрыва!
Оставив в стене один швеллер для ориентировки, мы были вынуждены отступить. Но уже не с пустыми руками: команда Траверса уже побывала на верху и мы знали приблизительное направление движения – уже была относительно разведана трасса! Соответственно, мы знали, какие потребуются «френды», крючья и «скайхуки». Знали, что до верхней границы гранитной части моста как раз хватает веревки пополам (стандартной 50-ти метровой), что очень удобно и универсально для страховки.
И вот, пришло лето. В Крым ехать было уже жарко, а на Кавказ – еще рано. Выбрав подходящие выходные, мы снова выехали в южном направлении.
Снова в несколько другом составе. Кроме меня и Ксю вызвались на эту авантюру Влад и Лена – наше тайное скалолазное оружие, можно сказать «новая надежда» J
С самого начала выезд столкнулся с тяжелыми препятствиями. Сначала сложная побудка в поезде, в пять утра. Затем поспевшая черешня в месте базирования. Временно преодолев желание поспать, и вооружившись черешней, нам удалось добраться до славных руин.

28 30
P12.Sunrise on Saksagan’ P13.With cherries

К сожалению, начавшееся лето уже почти выжгло степь, и пожухлый вид ее явно уступал весеннему. Только на дне балки зелень была все еще яркой. Но были некоторые преимущества, о которых скажу позже. Не тратя времени, мы взялись за завеску намеченного маршрута. Тут-то и показал себя притаившийся на время сон. Народ стал валиться в спячку. Некоторых до вечера так и не удалось из нее извлечь. Ксюху, например, пришлось целый день перетаскивать на каримате в тень нашего гранитного исполина, работающего, как солнечные часы, чтоб не сгорела на солнце. Пока некоторые спали, Лена занималась в промежутках между страховкой разработкой местных ресурсов земляники и еще зеленых диких абрикосов, что и было преимуществом, о котором я вспоминал. Тем временем я набирал метр за метром. Когда мне удалось добраться до верху, он меня порадовал наличием места под «френды» и парой толстых стальных штырей, на которые можно было затянуть петли, чтоб продублировать станцию.

32
P14.Step by step

Лазание было для меня сложным и физически и морально, так как все мои точки – «френды» были первыми размерами и их эксцентрики едва не торчали из щелей. Был лишь один «спит» по середине трассы – его я забил, чтоб безопасно спуститься отдохнуть. И когда я удолбанный и раскаленный на солнце спустился, с опаской поглядывая на новоявленную неиспытанную станцию, меня очень вовремя сменил Влад. Он со свежими силами забил на верху «спит» и прикрутил ушко с дюльферным «рапидом». Затем за дело взялась Лена. Поработав, некоторое время, она прошла трассу чисто. Полазив некоторое время и посовещавшись, мы признали за маршрутом сложность, порядка 7а и назвали «Ромка», посвящая памяти нашего общего друга с которым так и не удалось приехать на разработку этого необычного ресурса.

34
P15.Enough – target!

На этом мы посчитали первые два этапа выполненными (общая разведка и выявление хотя бы одного доступного для прохождения маршрута с его минимальной пробивкой).
Следующий день мы посвятили разведке Скал МОПРа. День выдался насыщенный и не менее интересный, но это уже отдельная тема, посвященная ресурсам с натуральным природным рельефом, разведку которых, в том числе, ставит себе, как задачу команда нашего экипировочного центра и наши друзья – спутники и помощники, разделяющие наши приключения (большущее им спасибо!). Следующий этап по разведке и пробивке новых трасс на опорах Красного Моста – впереди. Это процесс более длительный и кропотливый, к тому же требующий финансовых вливаний и ускорять его есть смысл лишь при наличии интереса к ресурсу у скалолазно-альпинистской общественности и тех, кто заинтересован в развитии этих направлений в нашей стране. Стало быть, мы надеемся, что эта статья – это не только попытка поделиться впечатлениями об очередной нашей вылазке :-)

36
P16.”TRAVERSE disclosure!”

P.S.: Всі фото по даному ресурсу можна оглянути за адресою: http://photofile.ru/users/dzhura/albums/ в альбомах серії …Красный Мост.
Автори всіх фото – Лена, Ксю, Шура. Ол райтc резервед :-)

Июнь 2005 года.

Close Menu