Рассуждения на тему…

Автор: Иванова Саша (aka Sundra)

                                                      Осуждают то, чего не понимают. (Квинтилиан)

Недавно прочитала статью в ЖЖ (http://ibigdan.livejournal.com/6944667.html) о кладбище на Эвересте и о проблеме помощи умирающим на больших высотах. О гуманности людей и безразличности. Захотелось немного помуссировать эту тему и задуматься, что есть хорошо, а что плохо. Я не претендую на место судьи или адвоката в этом вопросе, и не ставлю за цель здесь кого-то осуждать или защищать, просто хочется обратить внимание на этот вопрос внимание и обсудить его с теми, кто прочитает статью.

И так, высотный альпинизм, у меня маленький опыт таких восхождений, к ним можно отнести только Эльбрус и Хан-Тенгри. И там и там были сложности у меня, я смогла ощутить и запредельную для меня нагрузку, и сильный мороз, когда перестаешь чувствовать ноги, и утомляемость неконтролируемую, и смену настроения, и, конечно, поддержку того, кто думал обо мне больше чем я сама.

Все ли прошло у меня удачно, если бы я сама, без напарника и наставника, поднималась на эти вершины? На этот вопрос я не могу однозначно ответить после моих восхождений, ибо я знаю, что со мной есть человек, который не смотря на свои цели и желания, будет меня спускать, не смотря ни на что, поэтому не только рассчитывала на свои силы.

Но прошло время, и я смогла еще раз задуматься, о том, что каждый, кто идет в горы, а на высоту тем более, должен продумать многие моменты, а не только физически готовиться к высоте, хотя это тоже основа успешного восхождения.

Первое, о чем мне кажется надо задуматься, это цель – Гора, насколько восхождение для тебя важно и сможешь ли ты, не дойдя до вершины, убрать свои эмоции и амбиции, повернуть вниз, самостоятельно приняв решение. Принять нелегкое решение, не смотря на потраченное время и немалые деньги, ради спасения своей жизни, хотя иногда ты из-за эмоций и усталости и не видишь эту опасность.

Второе, это физическая подготовка, упорная подготовка, которой тоже бывает мало для восхождения, чтобы потом когда обессилил, ты не стал нагрузкой и обузой для тех, кто рядом.

Следующее и очень важное, это осознание того, что может случиться так, что никто тебе не сможет помочь, и не потому, что не хотят, а просто у них не будет выбора. И тут особо сложно будет примириться с тем, что кто-то будет проходить мимо, а помощи не окажут, и ты знаешь, что это конец. Ты должен подумать об этом заранее, осмыслить, на что ты идешь, и какая опасность может возникнуть.

Наверное, каждая гора, каждый маршрут заслуживает такой оценки перед восхождением, ведь не всегда можно рассчитывать на напарника или спасателей, и тут важно знать свое внутреннее «я», насколько ты психологически и технически готов идти сам, и своими силами решать возникшие проблемы.

Ну, это так, собственные мысли и рассуждения на тему подготовки к восхождению, на своем маленьком опыте.

А теперь о теме смертности в больших горах и помощи других. Смотрела и фильмы про Эверест и читала не раз статьи и книги о тех, кого спасли, и кого оставили там.

Сейчас на Эвересте кладбище, большинство восходителей, проходя, видят тех, кто не дошел или не спустился, и эта картина страшна, поскольку она служит напоминанием каждому об опасности и о том, что часто нет возможности снять человека с высоты 6 тысяч метров и выше. Думаю, аналогичные кладбища есть у каждого семитысячника и восьмитысячника, может менее объемные, но не менее страшные.

Нет пока у нас служб, которые могли бы спасать на таких высотах, даже за большие деньги, ведь надо набирать квалифицированных спасателей, способных работать и таскать такой тяжелый груз на запредельных высотах. А они тоже люди, и у них есть свой передел. Может быть со временем, такая служба и будет, но сейчас это не возможно.

Многие знают, что на Эверест ходят не только профессионалы, но и дилетанты с большими деньгами, которые даже физически слабо подготовлены. Они считают, что заплатив 65000 у.е. могут рассчитывать, что инструктора затащат их на вершину и спустят, не прилагая никаких собственных усилий, но деньги решают не все и особенно в горах.

И если толстосумы могут рассчитывать или думать, что рассчитывают на собственное спасение в лице инструктора, то другие, на что они могут рассчитывать?

Можно ли рассчитывать на другие группы, или отдельных незнакомых людей, что они ценой своей жизни или здоровья или восхождения бросят все и начнут тебя спасать, не зная, что к чему это в итоге приведет?

Есть ли у нас моральное право требовать или надеяться на их помощь?

Несомненно, когда мы в критическом состоянии мы будет просить о помощи и ждать ее, человек редко смиряется со своей смертью, он борется до конца.

Но не всегда, у нас хватает сил, чтобы самому выжить. Хотя были в истории Эвереста и такие случаи, когда все проходили мимо и считали уже умершим, а человек сам спустился, не надеясь ни на чью помощь.

Каждый, кто бывал в горах, или бывал на спас работах, знает, как сложно спустить человека вниз – обездвиженного и без сил, и порой нужна целая группа людей, чтобы спустить пострадавшего. А тут на высоте, где каждый просто борется за свое существование, помочь другому – это не просто подвиг, это нужна сила, чтобы взять на себя ответственность не только за жизнь другого, но и себя.

Если среди восходителей находятся люди способные помочь, повернуть вниз, отказаться от восхождения и забыть про потраченную сумму, ради спасения человека, таких людей поистине можно назвать героями, без пафосного подтекста. Ведь на такое надо решиться, а еще надо знать, что тебе хватит сил помочь. Не просто подарить надежду тому, кто пострадал, а реально помочь. Разве станет пострадавшему легче или их родным, если вы умрете вместе?

На таких восхождениях, каждый подписывает как бы негласный договор с собой и с другими, что ты осознаешь, что ты сам отвечаешь за себя, нет добрых и бессердечных, ведь не факт что и ты бы прошел мимо того кто умирает и не смог помочь.

Сидя дома в тепле и комфорте, мы можем рассуждать о том, кто прав, а кто нет, но мы и сами не знаем, как бы вели себя в данной ситуации. И хочется надеяться, что никому не придется столкнуться с этим выбором. Ведь осудить проще, чем понять.

Будут люди среди восходителей, которые будут пытаться помочь, другие нет, но это не значит, что человек бесчувственный или ему дорога лишь собственная жизнь, просто он сделал выбор, очень не легкий, который, на мой взгляд, сложнее, чем решить помочь.

А если будут специальные группы, которые будут спасать, не возникнет ли еще большая угроза, что на гору будут идти еще больше дилетантов, которые будут думать, что чтобы не случилось – их будут спасать…?

Горы не любят и не терпят поверхностного отношения, чувства, что не надо к ним готовиться, а можно за деньги и трудом других просто взбежать на нее.

Поэтому надо, мне кажется, поднимать вопрос не о том, гуманно кто-то поступил или нет, а о том, насколько каждый восходитель готов к такой горе. Нет простых гор и маршрутов, все зависит от готовности человека пройти до конца, осознавая каждую прожитую на маршруте минуту. Опознавание ответственности за себя и других. Восхождения это не развлечения, это спорт со своими правилами и нагрузками. Если ты не принимаешь правила, тебе просто стоит отказаться от восхождений за пределами твоих возможностей, на одном желании взойти – далеко не уедешь. А надо помнить, что взойти, это только полпути, надо еще спуститься, когда силы на пределе, и все кто ходят в горы – знают, что гибнут в основном на спуске.

Можно долго рассуждать и спорить – зачем туда ходить, почему нельзя помочь, но тут мне кажется не надо сравнивать помощь в горах или в обычной жизни. Не так много людей помогает и на улицах, когда кого-то бьют или пьяному упавшему и т.д. Но тут речь идет о том, что в данном случае люди пострадавшие не идут на такие события специально, так получается и конечно, у большинства вокруг есть возможность вмешаться или хотя бы вызвать помощь. А там, это риск осознанный, и большинство знает, что помощи не будет, а риск есть, и ты идешь, словно по лезвию бритвы, балансируя на грани.

Ради чего? Это уже другой вопрос, и ответ у каждого свой, обосновать для всех не возможно и не стоит. У каждого свои мотивы и цели. И мы должны их уважать, уважать их выбор. Кто ходит в горы, теряли знакомых и близких, и это невосполнимая утрата, и часто думаешь, что возможно их могли спасти, а может и винишь себя, что не было рядом, но это лишь мысли возможность ухватиться за соломинку в моменты отчаяния. А когда трезво подходишь к этому, понимаешь, что раз сам решаешься на определенные шаги, будь готов отвечать за все сам, все прекрасно понимают, что в горах опасно, ты можешь быть высококлассным альпинистом, а погибнуть от лавины, камня, которые ты не можешь контролировать или все видеть наперед. Поэтому думаю, стоит говорить о том, что может предотвратить трагедию, а не то, что не сделал кто-то по каким-то причинам. Вот пример, который всплыл у меня в голове, спасатели спасали человека в Крыму со скалы, который решил показать себя героем перед девушкой, и залез с ней на сложный маршрут, а спуститься не мог, девушка погибла, а он дождался спасателей, и те помогли ему, хотя при спасработах пострадал спасатель, сломав ногу. Вот как это охарактеризовать?

Малодушие, о котором многие говорят, рассуждая кто прав, кто виноват, разве мы можем об этом судить не предвзято, просто рассуждая со своей колокольни…?

«Не суди – да не судим будешь!». И лишь тот, кто столкнулся лично с трагедией и сделал выбор, может говорить о себе, и о своем выборе. Но судить не нам, ибо сами мы можем сделать малодушный поступок, и не один раз, по мнению других, которые не знают деталей и не чувствовали, то что чувствовал тот, кто делал выбор.

Я знаю и уважаю тех, кто сделал выбор в пользу помощи людям в сложной ситуации, но осознанный выбор, а не эмоцию. Вспомните Анатолия Букреева, который спустил сам своих клиентов с Эвереста живыми, поднимаясь за каждым по новой в зону смерти! Но он знал, что может им помочь, пусть не всем, но части, может, он был готов помогать. И все равно нашлись люди, которые обвинили его в непрофессионализме и малодушии! Так может проблема в малодушии тех, кто просто разводит болтовню о гуманности и малодушии, а не в том, что восходители не такие герои как хотелось остальным, и проходят мимо умирающего?

Чтобы быть гуманнее в горах, надо быть человечнее в жизни, мы видим изъяны в таких условиях, но слепы в обычной жизни. Когда люди будут меняться, и будут менять себя, мир тоже станет гуманнее, и может тогда выбор будет другим и кладбищ станет меньше.

Желаю всем удачных восхождений и спусков, а так же никогда не оказаться перед подобным выбором, а если и случиться, сделать осознанный выбор!

Close Menu